Спецодежда. Обзор рынка.

Совсем еще недавно спецодежда могла отпугнуть Вас своим видом, но, к счастью, все давно в прошлом. На сегодняшний день многие руководители, заботясь об имидже своих подчиненных, своей компании делают все от них зависящие, чтобы их подчиненные выглядели не только аккуратно, но и в какой-то мере даже элегантно.

Ситуация на рынке спецодежды

Cегодня, по наблюдениям аналитиков, украинский рынок специальной и рабочей одежды переживает второе рождение: заинтересованность потенциальных потребителей в спецовках растет довольно динамичными темпами, тому есть несколько причин:

  • Согласно статистическим данным, в Украине за последние 3 года, потребность в рабочей одежде с каждым годом увеличивается приблизительно на 10-12%.
  • Динамичный рост спроса на спецодежду привлекает новых производителей и операторов рынка. По данным аналитиков, ежегодно на украинский рынок спецодежды приходит минимум десяток новых игроков. Производителей спецодежды в Украины уже давно перевалило за сотню.
  • Сегодня на украинском рынке рабочей одежды происходит не только количественный, но и качественный скачок. Растет не только спрос на спецодежду, но и требования заказчиков к качеству спецовки. Так, если еще пару лет назад для большинства клиентов определяющим фактором при выборе рабочей одежды была цена изделия, то сегодня многие заказчики готовы «раскошелиться» на качественный товар.

Немного статистики по росту рынка спецодежды

По мнению аналитиков, самыми быстрыми темпами развиваются рынки профессиональной одежды в странах Бенилюкса, Германии, Франции, Великобритании и скандинавских государствах. Наиболее широко профессиональная одежда в Европе используется в гостиничном бизнесе, системе общественного питания, дорожной службе и розничной торговле. За последние десять лет совокупные объемы заказов униформы в Европе выросли с 155 млн. изделий до 170 млн. швейных изделий (что соответствовало обороту около 3 млрд. евро.)
Емкость украинского рынка спецодежды значительно ниже не только емкости рынков развитых европейских стран. Аналитики оценивают его в 1,3-1,4 млн. комплектов, что в денежном выражении составляет порядка — 15,5-16 млн. евро.

Структура рынка спецодежды

Сегодня в Европе профессиональная одежда подразделяется на пять основных категорий – защитная, рабочая, профессиональная повседневная, деловая и униформа.

Классификация спецодежды в Украине :

  • специальная одежда, изготовленная в строгом соответствии с существующими ГОСТами и предназначенная для людей, работающих в опасных или специфических условиях. В эту категорию можно включить защитную одежду для шахтеров, медиков, и т.д.;
  • рабочая одежда, используемая для обеспечения защиты работника от общих загрязнений.
  • форменная одежда, предназначенная для силовых и охранных структур.

Наиболее широко на украинском рынке представлена рабочая одежда, которую специалисты классифицируют следующим образом: традиционная, одежда среднего класса (так называемая, «евроодежда») и элитная продукция.

  • Традиционная («черная») рабочая одежда. Этот сегмент рынка формируется за счет дешевой одежды, к качеству которой не предъявляются особые требования. Основной фактор, определяющий выбор подобной продукции – низкая цена ( 250 грн. за комплект «куртка+комбинезон»). По данным специалистов, доля рынка, занимаемая традиционной рабочей одеждой, составляет чуть более 50%.
  • Рабочая одежда среднего класса или «евроодежда». Она отличается от традиционной более высоким качеством ткани, фурнитуры и пошива; лучше соответствует характеру выполняемых работ, а также несет в себе некий элемент корпоративного стиля – зачастую украшена символикой или логотипом предприятия, выдержана в фирменных цветах компании, и т.д. Стоимость одежды этого класса составляет до 500 грн. за комплект «куртка + полукомбинезон». Несмотря на то, что спецодежда среднего класса появилась на украинском рынке не так давно, она нашла «горячий отклик» среди потребителей: занимаемая ею доля рынка уже составляет порядка 30-40%. Топ-менеджеры многих предприятий не без основания считают, что корпоративная спецодежда может помочь в формировании позитивного имиджа компании и стать дополнительным преимуществом в конкурентной борьбе. Таким образом, помимо чисто утилитарной функции, спецодежда служит дополнительным инструментом маркетинга, которым уже вовсю пользуются наиболее прозорливые руководители.

Изготовлением одежды этого класса занимается большинство компаний (как крупных, так и небольших), легально работающих на украинском рынке.

  • Элитная рабочая одежда. Товары этой категории сложно назвать словом «спецовка». Это высококачественная, разрабатываемая для каждого заказчика индивидуально, униформа. При конструировании одежды подобного класса учитываются индивидуальные эргономические требования заказчика, но и используются нестандартные дизайнерские решения. Именно эта одежда формирует «модные тенденции» на рынке спецодежды. Производится элитная одежда, как правило, за рубежом, а ее основными потребителями выступают компании с иностранными инвестициями. Однако, справедливости ради, следует отметить, что некоторые украинские предприятия вполне способны изготовить рабочую одежду не хуже, чем иностранные умельцы: были бы ткани «подходящего качества». В связи с довольно высокой стоимостью (от 700 грн. за комплект «куртка + полукомбинезон»), доля «элиты» на украинском рынке спецовок относительно невелика и составляет не более 10%.

Игроки рынка спецодежды

В нашей стране представлена рабочая одежда как импортного, так и отечественного производства. По словам специалистов, отечественная продукция, бесспорно, занимает львиную долю рынка (по некоторым оценкам – до 90% в количественном выражении), что связано с более высокой ценовой конкурентоспособностью. Сегодня на украинском рынке спецодежды можно четко выделить следующие категории операторов.

  1. Производители. Компании, входящие в эту категорию занимаются пошивом и реализацией спецодежды.
  2. Предприятия-посредники. Компании, входящие в эту категорию не располагают собственными производственными мощностями. Свой бизнес они строят следующим образом: принимают у конечного потребителя заказ на изготовление спецодежды и размещают его у производителя.
  3. Торгующие предприятия. Учитывая специфику продаж, присущую украинскому рынку спецодежды, число компаний, входящих в эту категорию относительно невелико.

Точного количества предприятий, занятых пошивом рабочей одежды не знает, пожалуй, никто. Спецодежду изготавливают крупные швейные фабрики, доставшиеся Украине от СССР и новые частные предприятия и предприниматели.

Исходя из объемов выпущенной продукции, производителей спецодежды можно классифицировать следующим образом:

Крупные производители (изготавливающие свыше 5000 комплектов спецовки в месяц). По данным маркетологов, количество работающих на украинском рынке крупных производителей невелико — в общем числе компаний-производителей на долю крупных предприятий приходится не более 5 %. Однако, несмотря на небольшое количество, выпускаемая ими продукция занимает не менее 40% украинского рынка. Их продукция востребована крупными производственными предприятиями промышленного комплекса.

Средние по величине производители (изготавливающие до 1000 комплектов в месяц). Предприятий, относящихся к этой «весовой» категории – подавляющее большинство среди производителей рабочей одежды (по некоторым данным – до 70-80% от общего числа производителей). Их продукция представлена практически во всех ценовых сегментах – начиная от дешевой спецовки и заканчивая элитной униформой. Услугами средних по величине производителей спецодежды пользуется многочисленная армия представителей частного бизнеса.

Небольшие производители (изготавливающие до 100 комплектов спецовки в месяц). Эта категория производителей формируется, как правило, из «новичков» на украинском рынке рабочей одежды. Постепенно, с расширением круга клиентуры и наращиванием объемов производства, небольшие предприятия «трансформируются» в средние, а на их место приходят новые производители.

Конкуренция на рынке спецодежды

Рабочую одежду, в отличие от одежды повседневной, приобретают, как правило, большими партиями. Это обуславливает ряд особенностей в продвижении товаров на рынке. Так, например, в развитых странах Европы и Америки реализацией спецодежды конечному потребителю занимаются оптовики, буквально «на корню» выкупающие у производителя партии готовой продукции. Отличительной особенностью украинского рынка спецодежды стало «выпадение» из сбытовой цепочки посреднического звена: подавляющее большинство рабочей одежды реализуется по методу прямых продаж.

По словам операторов, сегодня на украинском рынке рабочей одежды предложение значительно превышает спрос. По мнению значительного числа производителей, снижение цены – далеко не всегда самый действенный способ в борьбе с конкурентами.

К основным конкурентным преимуществам представители операторов украинского рынка рабочей одежды относят стабильное качество продукции, способность оперативно выполнить любой заказ клиента, предложить полную экипировку (начиная от одежды и обуви и заканчивая средствами индивидуальной защиты) и, конечно, наличие гибкой системы скидок на продукцию.

Ассортимент спецодежды

По единодушным оценкам специалистов, широкий ассортимент продукции – одна из составляющих успеха на украинском рынке спецодежды. Поэтому многие компании стараются предлагать потребителям не только продукцию «на все случаи жизни», но и товары разных ценовых категорий (от самых дешевых до элитных изделий).

В ассортимент практически любого предприятия, как правило, входят:

  • Рабочая одежда для летнего и зимнего периодов. Она обеспечивает защиту от общепроизводственных загрязнений. Это рабочие костюмы, хлопчатобумажные комбинезоны, рубашки, фартуки, камуфлированные костюмы, рабочие халаты, утепленные куртки, ватные брюки, ватники и т.д. Сюда можно отнести и рабочую одежду, изготовленную по евростандарту: полукомбинезоны, костюмы (полукомбинезон + куртка + бейсболка), утепленные костюмы, и т.д.
  • Спецодежда для защиты от воздействия агрессивных сред: кислотостойкая, бензо-, маслостойкая, грязеотталкивающая и т.д.
  • Сигнальный ассортимент, обеспечивающий безопасность при работе вблизи движущихся объектов и на автомагистралях: жилеты, костюмы для работников дорожных ремонтных служб и т.д.

Некоторые компании, наряду с рабочей одеждой, предлагают потребителям рабочую обувь и средства индивидуальной защиты.

Для изготовления рабочей одежды используются как отечественные так и импортные ткани.
По мнению специалистов, сегодня подавляющее большинство рабочей одежды шьется из импортных тканей. Доля спецодежды, пошитой из продукции украинских производителей, составляет всего 10-15%. Остальная одежда производится из тканей, изготовленных в Китае, России, Беларуси, Польше, Корее, Гонконге, странах Средней Азии.

При производстве спецодежды сегодня, как правило, используются смесовые составы (хлопок+полиэфир, хлопок+полиэстер) с повышенной прочностью, стойкостью к разрыву и истиранию, «Ортон», «Грета», «Оксфорд», «Дюспо», высококачественные х/б ткани (саржевой группы) нового поколения с высокими показателями гигроскопичности и другими полезными свойствами.

Георгий Рябцев